Новости

20.09.2018
Исследование Avito и Data Insight по рынку транспортных услуг
 


По итогам 2017 года объем российского рынка транспортных услуг составил 940 млрд рублей – это 17% выручки малого бизнеса в сфере услуг. В натуральном выражении годовой объем рынка оценивается в 370 млн заказов при средней стоимости 2 000 рублей за заказ. Такие данные представили эксперты Avito и Data Insight по результатам совместного исследования* «Российский рынок транспортных услуг: самозанятые исполнители и малый бизнес».

В сфере транспортных услуг занято около 1,2 млн человек или 13% всех занятых в малом бизнесе в сфере услуг. Среди исполнителей преобладают самозанятые (35%) и предприниматели (30%); доли зарегистрированных компаний и команд (исполнители со штатом более двух человек без регистрации юридического лица) – 24% и 10% соответственно. Среди исполнителей транспортных услуг компаний и команд (работают без регистрации юр.лица) в 1,5 раза больше, чем в среднем в сфере услуг. Тем не менее большая часть транспортников (65%) работает в одиночку: в качестве самозанятых исполнителей или индивидуальных предпринимателей.

Структура рынка
Самый массовый сегмент рынка – грузоперевозки. В нем задействовано 71% исполнителей - 887 000 человек. Однако только половина компаний, предоставляющих услуги по грузоперевозке, сами являются перевозчиками. Другая половина — посредники и компании-экспедиторы. 
По 17% игроков предоставляют в аренду автомобили и спецтехнику, 20% оказывают услуги вождения, 4% – эвакуации. При этом максимальная выручка фиксируется в немассовых категориях – аренде авто (2 тыс. руб. в среднем за заказ) и спецтехники (1,5 тыс. руб.), а также эвакуации (1,5 тыс. руб.). Стоимость заказа на грузоперевозку ниже – в среднем 1 тыс. рублей.

Портрет исполнителя
75% работающих в транспортном сегменте (900 тыс. человек) – мужчины. В возрастном разрезе лидируют группы исполнителей 35-44 лет (32%) и 25-34 лет (29%). В большинстве команд (68%) работает до 5 человек. Около четверти исполнителей – коллективы численностью 6-10 человек. Наименее распространены команды, состоящие из 11-15 человек.

Бизнес исполнителей
Транспортные услуги можно отнести к межрегиональным: около трети исполнителей в сегменте принимают заказы из других субъектов – это в 2,2 раза больше, чем исполнители услуг в среднем. В 56% случаев география клиентской базы ограничена одним городом, в 43%  – одним регионом.
 
У 61% исполнителей среди заказчиков есть компании и юридические лица. Для сравнения: аналогичный показатель сферы услуг в целом в 1,5 раза ниже. Более того, 26% транспортников вообще не работает с частными лицами. Базы 22% включают муниципальные и государственные организации и предприятия.
 
Загрузка транспортников выше, чем в среднем в сфере услуг: 48% имеют заказов достаточно или больше, чем могут выполнить (в среднем по рынку – только 37%). В то же время 52% исполнителей сообщили о сокращении объема заказов в 2017 году по сравнению с предыдущим годом. Сильнее всего падение спроса на транспортные услуги коснулось аренды спецтехники.
 
Помимо снижения числа заказов, в число основных проблем отрасли входят высокий уровень конкуренции, неудовлетворительное качество дорог, пробки, ДТП и сложные клиенты.

Основные проблемы рынка транспортных услуг



В сфере транспортных услуг около 62% исполнителей работают на основании устной договоренности с заказчиком. 42% оформляют свои обязательства перед клиентом в договор. Самый популярный способ оплаты – наличными (78%), второй по популярности – перевод денег на банковскую карту (42%). Финансовый учет 57% исполнителей ведут самостоятельно, 27% - не ведут учет вовсе.
 
Привлечение заказов
Основным источников заказов в сфере услуг являются постоянные клиенты: от них поступает 62% повторных заявок. Еще 48% заказчиков приходят по рекомендациям, а суммарная доля онлайн-заказов составляет 35%. При этом среди площадок для предложения услуг самой популярной является Avito: ее использует 50% исполнителей.

Самые популярные площадки для транспортной категории услуг


Несмотря на то, что основным источником заказов являются постоянные клиенты, 46% исполнителей размещают рекламу (в среднем в сфере услуг — 40%). Однако расходы на рекламу в транспортной отрасли ниже, чем в среднем в сфере услуг, – 13% от выручки (против 18% в сфере услуг в целом). Из них наиболее заметную долю – 26%  – занимает реклама в интернете, в том числе самый популярный из платных каналов – размещение на сервисах объявлений (его использует 38% исполнителей, дающих рекламу).


Об Avito
Avito – самый популярный сайт объявлений в России: согласно Mediascope и собственным данным компании, ежемесячная аудитория Avito составляет 32 млн человек. Около 18 млн уникальных пользователей заходят на Avito с мобильных устройств. На сайте размещено более 35,7 млн актуальных объявлений, каждый день пользователи добавляют более 400 тысяч новых объявлений.
О Data Insight
Компания Data Insight — первое в России специализированное агентство в области исследований Интернета. Мы предоставляем нашим клиентам как подробные стандартные отчеты, например «Электронная торговля в России», так и разнообразные индивидуальные исследования и консалтинговые услуги. Наши исследования основаны на активном мониторинге рынка, критическом анализе всего спектра доступных данных и эффективном совмещении различных исследовательских методик. Сооснователи и партнеры компании — Федор Вирин и Борис Овчинников, стоявшие 15 лет назад у истоков исследований Рунета и исследований в Рунете.

Источник информации: Avito. Услуги